Моя методическая копилочка


 
 «  Среда обитания, приспособительные черты строения и     жизнедеятельности  водорослей»
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся  со средой обитания водорослей;  изучить  характерные признаки строения и процессов жизнедеятельности   водорослей как представителей низших растений, их приспособленностью к среде обитания, углубить знания об отличительных чертах организации водорослей на примере зелёных водорослей; продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.
Развивающие:  развивать  умения сравнивать, обобщать, выделять главное,развитие критического мышления, умение вести диалог, развитие логического мышления, развитие навыков усной и письменной речи.
Воспитательные:   воспитывать любовь и бережное отношение к природе, средствами урока воспитать уверенность в своих силах.
Тип урока:   изучение нового материала
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа)
               Наглядные (демонстрация)
               Практические (лабораторная, решение теста)
Дидактические задачи применения икт на уроке:
Обеспечение актуализации опорных знаний( 2 этап урока);
Обеспечение мотивации и понимание целей урока (2 этап); формирование целостной системы ведущих знаний по теме( 3 этап), обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий(3  этап);
Самостоятельное выполнение заданий что требует применение знаний в знакомой или изменённой ситуации( 4этап); выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечения их коррекции(5 этап);дать анализ и оценку успеваемости ,достижения цели и наметить перспективу(6 этап); обеспечение понимания целей, содержание и способов выполнения дом.задания (7этап)  
Методические приемы использования мультимедиа на уроке: Использование мультимедиа учителем: презентация (  наглядность, последовательная подача информации, графическое представление информации)
Использование компьютера учениками: развитию навыков самообразования и самоконтроля (заполнить таблицу, найти ответ на вопрос, обобщить, прокомментировать)
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование и наглядность: презентация «  Водоросли , таблицы, учебник
Термины и понятия урока:  низшие растения, хроматофор, одноклеточные водоросли, многоклеточные водоросли, колониальные водоросли, экологические группы, среда обитания.





        Ход урока
1.Организационный момент
        Инструктаж о правилах поведения и работы с компьютером.
        Психо-эмоциональный настрой
        Рассказ об оценивании.

2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.  
  • Водоросли- это  … растения, так как они не имеют….
  • Тело водорослей называют … (…)
  • Тело водорослей состоит из …
  • В клетках водорослей, как и у других растений содержится ….
  • По способу питания водоросли  …
  • Из окружающей среды водоросли поглощают вещества …
  • Размножаются водоросли ... и … путём.
  Мотивация учебно-познавательной деятельности учеников.
Учитель. Вы неоднократно видели водоросли. Скажите, где они встречаются?
Да, чаще всего водоросли обитают в воде.
Название «Водоросли»  означает  вода и рости. Но, только ли в воде они могут обитать?
Но как они приспособились к разным условиям существования?
Почему, мы их не видем, а они могут появиться на коре деревьев, после тумана и дождя.
Сегодня мы с вами и рассмотрим
Сегодня мы с вами рассмотрим  Среду обитания водорослей Тема урока.
(запись)
Цели ( слайд)
План
  1. Рассмотрим среду обитания водорослей.
  2. Одноклеточных зелёных водорослей.
  3. Многоклеточных зелёных водорослей
  4. Колониальные формы водорослей.
  5. Проведём лабораторную работу.
  6. Решение тестов.

 
3. Изучение нового материала
Обобщение учителя  Водоросли живут  в различных водоёмах, а так же в почве, на стенах домов, деревьях.


Учитель  Водоросли по среде обитания делят на водные и наземные.
Учитель  Водоросли в основном обитают в воде. Водная среда обитания отличается по своим характеристикам от наземно-воздушной среды.
В воде более стабильные условия существования, вода поддерживает слоевище водорослей, является им опорой.    

1.планктонные водоросли.
Планктон- это совокупность организмов( растений, животных, бактерий),  которые живут во взвешенном состоянии и переносятся движением воды.

Как вы думаете как они должны быть устроенны для того чтоб удерживаться в воде и не опускаться в тёмные глубины?
Для этого у них есть ряд приспособлений: мелкие размеры, жгутики- для движения, различные  отростки или перепонки, капельки масла которые увеличивают их плавучисть.

2. Бентосные водоросли
Бентос- это совокупность организмов( растений, животных, бактерий),  которые живут в прикреплённом состоянии на дне водоёмов и на различных предметах , находящихся в воде. Много бентосных водорослей там, где происходит движение воды( зона прибоя).  В состав бентоса входят как микроскопические организмы, так и водоросли очень больших размеров, они имеют специальные выросты- ризоиды для прикрепления.
     3.водоросли соленых водоемов
лечебные грязи



4. водоросли горячих источников. Особых приспособлений не имеют, но
достигается исключительно внутренними физиологическими изменениями в клетках.

      5.водоросли снега и льда
снежная хламидомонада имеет стадию покоя в виде округлых толстостенных клеток; многие другие водоросли, лишены каких-либо специальных приспособлений для перенесения столь низких температур.
     6.водоросли соленых водоемов
лечебные грязи


7. почвенные водоросли--- в почве есть воздух, но насыщенный водяными парами, что обеспечивает дыхание атмосферным воздухом без угрозы высыхания. Относительно мелкие размеры; защите от засухи является обильное образование слизи — слизистых колоний, чехлов и обверток.
Учитель  По наличию пигментов, а также распростран в водных глубинах водоросли делят на
ЗЕЛЁНЫЕ, БУРЫЕ, КРАСНЫЕ, ДИАТОМОВЫЕ ( кремниевый панцирь)
Какие же существуют приспособительные черты в строении водорослей взависимости от среды обитания, мы рассмотрим на примере Зелёных водорослей.
Зелёные бывают: Одноклеточные, многоклеточные и колониальные.
Учитель. Одноклеточные водоросли имееют всего одну клетку.

Рассматриваем Хламидоманаду.
Она встречается в стоячих водах прудах, каналах , лужах.
Овальной формы.
Строение ( презентация); Размножение флеш анимации ( повторение детей)
Рассмотрим взаимосвязь строение и образа жизни РЕШИТЬ ЗАДАЧУ, обобщение учителя ( ОТВЕТ)
ВЫ ЗАПИСЫВАЕТЕ У СЕБЯ В ТАБЛИЦАХ.
План обсуждения:
  1. Строение, наличие клеток.
  2. Место обитания
  3. Форма хроматофора
  4. Образ жизни.
Посмотрите, чем отличается хлорелла от хламидоманады?
Нет жгутикоа
Нет глазка
Нет сократительных вакуолей.
Быстро размножается
Многоклеточные водоросли

Рассматриваем: 1. Спирогиру(  флеш анимации); Определяем основные черты строения
Имеет 1-4 спирально закрученых у оболочке хлоропласта, Ядро крупное в центре.
Размножение :две нити располагаются
рядом, параллельно друг другу, и
клетки, лежащие одна против другой,
образуют куполообразные выросты.
Выросты увеличиваются, сливаются и
превращаются в трубку, связывающую
обе клетки. Содержимое одной клетки
округляется и перетекает по трубке в
другую, сливается с ее содержимым
(сливаются в первую очередь ядра) и
оплодотворение завершается.
Образовавшаяся зигота окружается
толстой клеточной стенкой и в таком
виде переживает зиму. Весной зигота
делится м
2.Улотрикс   Определяем основные черты строения.
Отличия от спирогиры
Хроматофор незамкнутого кольца.
Прикрепляется ко дну водоемов.

Колониальные водоросли.
На примере вольвокса( определяем особенности в строени после просмотра флеш анимации)
 Задание на первичное осмысление.
Проверка таблицы.  

Основные выводы:
  1. Жизнь водорослей связана с водой.
  2. Вода поддерживает их слоевище, поэтому они не нуждаются в дополнительной опоре.
  3. Специализированные органеллы помогают двигаться в воде, выводить избыток воды, определять освещённые участки.
  4. У многоклеточных водорослей участки слоевища могут выполнять различные функции, способствующие жизни в воде
4. Закрепление полученных знаний.
Выполнение лабораторной работы
( инструктаж)

5. Обобщение и систематизация знаний и умений
Тестовые задания

6.  Подведение итогов.
Лист оценивания

7.  Домашнее задание.
1.Параграф № 28 читать, ответить на вопросы, выучить новые понятия.( для всех)
Б) Зайти на блог
  просмотреть ролик и выяснить какие из приведенных морских водорослей характерны для Азовского и Чёрного моря. ( записать в тетрадь)
Б)подготовить сообщение.








Тема   " Состав крови. Группы крови   и резус-фактор"
Цель урока:
Образовательная: определить и изучить основные характеристики групп крови и использование их в донорстве, сформировать понятия «донор», «реципиент», «агглютиноген», «агглютинин», «резус-фактор»; изучить основные правила переливания крови. Дать представление об использовании знаний о группах крови в различных областях жизни
Развивающая:
развивать умения работы с различными информационными источниками: компьютером, учебным пособием; анализировать и заполнять таблицы, устанавливать причинно-следственные связи, решать задачи проблемного характера, развивать умения, логически мыслить, делать самостоятельные выводы и обобщения;
Воспитательная  расширять знания о медицине; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. расширять кругозор, осуществлять нравственное и гигиеническое воспитание.
Тип урока: комбинированный (по Махмутову)
Методы урока: Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные
Дидактические задачи применения икт на  уроке:  
Обеспечение контроля, самоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции ошибок ( 2 этап урока);
Обеспечение мотивации и понимание целей урока (3 этап); установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала (3 и 4этап); формирование целостной системы ведущих знаний по теме(4 этап);
дать анализ и оценку успеваемости ,достижения цели и наметить перспективу(5 этап); обеспечение понимания целей, содержание и способов выполнения дом.задания (6этап)
Методические приемы использования мультимедиа на уроке: Использование мультимедиа учителем: презентация ( мотивация, наглядность, последовательное изложение материала)
Использование компьютера учениками: заполнить таблицу, найти ответ на вопрос, работа с Flesh-анимацией( на этапе закрепления), тесты с оцениванием( на этапе актуализации).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:  компьютер,проектор, Презентация "Группы крови"
Учебник  «Биология Человека"   
Основные понятия урока:  донор, реципиент, агглютинины, агглютиногены, резус- фактор, агглютинация.
                            

                                   Ход урока

1. Организационный момент.
Инструктаж о правилах поведения и работы с компьютером

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
1.Контроль изучения темы « Кровь. Состав и функции крови».
Учитель  Ребята, займите, пожалуйста, места возле компьютеров, откройте на рабочем столе вашего компьютера папку «Тест»и ответьте на предложенные вопросы.  ( слайд№1)  (Приложение№4)
( Оценивание Приложение 1)
2.Учитель Ребята, почему военные, автогонщики и люди других профессий, связанных с риском, носят браслеты, нашивки или другие знаки с информацией о своей группе крови?
( слайд№2)
Предполагаемый ответ: Их профессия связана с риском и если случится какая-то травма, чтоб быстро оказать нужна информация о группе крови пострадавшего.
Учитель  Скажите, что мы будем изучать на уроке?
Предполагаемый ответ: Группы крови и правила переливания крови. (запись в тетрадь)
( слайд№3)
УчительМолодцы ребята, запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь.
В конце занятия Вы должны  (слайд№4)
ЗНАТЬ:
1. химический состав плазмы крови;
2. физиологические отличия четырех групп крови;
3. особенности переливания крови у человека.
УМЕТЬ:
1. объяснять связь химического состава плазмы и выполняемых ею функций
2. объяснять механизм определения групп крови на основе знаний о физиологических отличиях крови разных групп.

3. Изучение нового материала.
1Учитель.     История .Ещё в древности люди пытались лечить кровью животных. В сочинениях древнегреческого поэта Гомера говорится о том, что Одиссей давал пить кровь теням подземного царства, чтобы вернуть им речь и сознание. Гиппократ рекомендовал больным, страдавшим заболеваниями с нарушением психики, пить кровь здоровых людей. Указания о подобном лечении кровью имеются в сочинениях Плиния и Целься, сообщавших о том, что больные эпилепсией и старики пили кровь умирающих гладиаторов. ( слайд№5)


Крови приписывали омолаживающее действие. Так, например, в Риме дряхлый папа Иннокентий VIII лечился кровью, взятой от трёх мальчиков 10 лет. Однако приготовленный из крови детей напиток не помог, и вскоре папа скончался.
В 1832 году петербургский врач Вольф впервые в России произвел переливание крови от человека человеку, женщине, находившейся при смерти из-за большой кровопотери. Успех переливания был блестящим: жизнь женщине была спасена.
После этого другие попытки переливания крови заканчивались по-разному: то блестящий успех, то тяжёлые осложнение вплоть до смерти.( слайд№6)


2.УчительВ чём причина чередования успеха и неудач?( слайд№7)

Предполагаемый ответ: Что все гуппы крови отличаются друг то друга,  не все группы крови можна переливають другим  людям.
Прочитайте , пожалуйста, дополнительный материал из папки  “Переливание” и “Группы крови человека”( на рабочем столе) Выделите основные моменты.
Учитель Ответьте на вопросы: “В чём причины неудач переливания крови?” Какие выделяю группы крови и чем они отличаются друг от друга?( слайд 8)
Предполагаемый ответ: Неудачи в переливании крови связаны с содержании в эритроцитах и плазме крови веществ – агглютиногенов   и агглютининов. На этом и основано существование 4 групп крови.
Объяснения учителя
Группы крови были открыты К. Ландштейнером и Я. Янским в 1900 году. Первое переливание произвел в нашей стране Шамов В. Н. в 1919 году.

Существование групп крови основано на содержании в эритроцитах и плазме крови веществ – агглютиногенов   и агглютининов.  

В эритроцитах содержатся агглютиногены типа А и В,   а  в плазме крови  агглютинины а и в.
3. Давайте вместе заполним  следующею  таблицу ( слайд 9)
Объяснения учителя
В эритроцитах 1 группы нет агглютиногенов, но в плазме содержатся агглютинины  а и в
В эритроцитах 2 группы содержатся А-агглютиногены и в-агглютинин  в плазме.
В третьей группе – наоборот – в эритроцитах В-агглютиноген, а в плазме а-агглютинин .
Наконец, эритроциты 4 группы содержат А и В-агглютиногены, но в плазме нет агглютининов
                             Первичное осмысление.
ЗАДАНИЕ №2 объясните разницу групп человека по ( слайд№ 10).
( оценивание)

УчительКак вы думаете, что может произойти, если встретятся агглютиногенА и агглютинин-а.
( Предполагаемый ответ: Произойдёт гибель человека)
Учитель .Действительно, произойдёт склеивание ( агглютинация) и разрушение эритроцитов, что приведёт к смерти человека
( слайд№ 11).
Агглютинация –это процесс склеивания и разрушения эритроцитов ( запись в тетрадях)
.
УчительУсловно агглютиногены эритроцитов можно назвать “бумагой”, которая склеивается под действием “клея” - агглютинина плазмы.
Нужно добавить, что это “склеивание” происходит только между одноименными агглютиногенами и агглютининами: А +а , В +в . Разноименные вещества (например, А и в не влияют друг на друга).  
УчительОтсюда понятна проблема переливания крови. Одноименные плазма и эритроциты не должны встретиться, иначе произойдет склеивание эритроцитов.
4. Схема переливания крови.( слайд№12)
ЗАДАНИЕ №3
На основе полученных знаний о совместительстве белков плазмы и эритроцитов, объясните схему переливания крови.
(Оценивание ответов)
Обобщение учителя

Так, кровь 1 группы подходит всем, но сама может принять только кровь такой же группы. Кровь 2 и 3 групп подходит тем же группам или 4. Кровь 4 группы нельзя переливать никому, за исключением людей с той же группой. Однако, кровь 4 группы принимает все группы крови при переливании.   
         5.Люди (I)  -
универсальные доноры,
Люди (IV)  -
универсальные реципиенты.( запись в тетради)
Донор – человек, дающий свою кровь для переливания.
Реципиент – человек, получающий кровь донора при переливании.
              6 Резус-фактор
.Учитель При переливании крови, если даже тщательно учитывать групповую принадлежность донора и реципиента, иногда случаются тяжёлые осложнения. В чём же причина неудач в данном случае?  ( Предполагаемый ответ: Есть ещё одно условиепереливания крови)
.Учитель  Что вы знаете о резус-факторе?
Предполагаемый ответ:У  некоторых людей он есть, а у не которых нет. Он может быть «+» и «-».
.Учитель Да, действительно ребята ,Это особый белок в крови, который есть всего у 85% (RH+)
Резус-фактор был впервые обнаружен в 1940 году у обезьян макак – резусов и потому был так назван.   У 15% людей такого фактора нет, однако в их эритроцитах были обнаружены анти-резус факторы.(RH-)
При переливании крови, несовместимой по резус-фактору, особенно, если это делается не в первый раз, происходит реакция агглютинации эритроцитов.
Прокомментируйте слайд№13

.Учитель  Особенно опасен резус – конфликт, который может возникнуть между матерью с – резус-фактором.(RH-) и ее + ребенком(RH+) при беременности. Плод выделяет вещества, на которые у матери выделяются анти-резус факторы (антитела). Эти антитела разрушают эритроциты и кровеносную систему ребенка. Особенно опасна такая ситуация при второй и последующих беременностях (анти-резус вещества накапливаются).( рассмотрите рис51 стр 55 учебника)

7.Правила переливания крови  
.Учитель  Какие правила переливания крови вы на основании выше сказанного можете вывести?
-правильный подбор групп крови:
-правильный подбор резус-фактора;
-соблюдение стерильности или принцип “не навреди”.
Обобщение учителя( слайд№14)
4.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
  1. Просмотрите Flesh-анимацию Определение группы крови на рабочем столе
   2 выполните предложенные задания ( достаточный и высший уровень)
   3. Остальные решают задачи (слайд№15)

   5. Итог урока, выставление оценок.

6.Домашнее задание: (слайд№16)
  • Параграф №18 повторить 16, 17, 19, 20 (читать, ответить на вопросы)
  • Зайти на блог по адресу http://biologi-oksana.blogspot.com/
  • Просмотреть сообщение №2,3,4
  • Выполнить предложенные задания(дост.и в.у) с последующим оцениванием.











Тема  «Защитные функции крови»».

Цели урока:
Образовательная: изучить строение кровяных пластинок (тромбоцитов), особенности процесса свертывания крови; рассмотреть роль лейкоцитов в защитной функции крови; раскрыть жизненно важную суть элементов крови
Развивающая: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного.
Воспитательная: продолжить воспитание здорового образа жизни, воспитывать интерес к биологии, активность и организованность.
Тип урока:  формирование умений и навыков (  по Онищуку)
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа)
               Наглядные (демонстрация)
               Практические (решение теста)
Дидактические задачи применения икт на уроке: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий( 2этап урока);  обеспечение готовности учеников к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний( 3 этап);обеспечение максимального использования самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий(4 этап);
обеспечение активной и производительной деятельности уч-ся по объёдинению частей в целое, выявление качества и уровня овладения знаниями(5и 6 этап); дать анализ и оценку успеваемости достижения цели (7этап); обеспечение понимания целей, содержание и способов выполнения дом.задания (8этап)

Методические приемы использования мультимедиа на уроке: Использование мультимедиа учителем: презентация ( наглядность), анимация, видеоролик (объяснить процесс), тесты   ( контроль)
Использование компьютера учениками: развитию навыков самообразования и самоконтроля, навыки работы с видеоматериалом (конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи);
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, презентация «Защитные функции крови»»; таблицы «Кровь»
Основные понятия урока: тромбоциты, протромбин, фибриноген, фибрин, гемофилия, гепарин, тромб, тромбоз, лейкоциты, лейкоз, лейкопения.
  .

Ход урока.
1.Организационный момент.
Выяснение: отсутствующих, готовность к уроку; психо- эмоциональное состояние.


2. Повторение сформированных умений и навыков.
   Проведение проверочных работ.
  1. Решение заданий по уровням
               А) низкий  и средний уровень ( см. Приложение №1)
               Б)  достаточный и    высокий
                         ( за компьютером, тесты ( Приложение№4))
2.Оценивание , знакомство учащихся с критериями оценивания( Приложение№2)
3.Активизация опорных знаний и мотивация учебной            деятельности учащихся.

Фронтальный опрос: ( слад№1)
  1. Что входит в состав крови?
( предполагаемый ответ: В состав крови входят плазма и форменные элементы крови)
  1. Какие форменные элементы крови вы знаете? (слайд 2)
( предполагаемый ответ: К форменным элементам крови относятЭритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
  1. Какие из них мы выучили? ( предполагаемый ответ: Мы выучили эритроциты) ( слайд 3)
  2. По схеме ( слайд 4) опишите основную функцию эритроцитов.
( предполагаемый ответ: В состав эритроцитов входит белок содержащие вещество гемоглобин, который улавливает и переносит кислород в составе оксигемоглобин. Также связываясь с углекислым газом (карбогемоглобин) выводит его из организма)
Учитель: Обсудим вместе (слайд №5)
Почему, если мы порезали палец, то кровь из ранки течёт недолго?
С чем связано прекращение вытекания крови из травмированного сосуда?
( предполагаемый ответ: Прекращение вытекания крови связано с образованием тромба в месте пореза)
Учитель  Действительно, это связано с образованием тромба. Как вы думаете какие клетки участвуют в его образовании?
( предполагаемый ответ: Скорее всего это форменные клетки крови тромбоциты)
Учитель   Правильно, но каков механизм образования тромба?
( учащиеся затрудняются ответить)
Учитель   Предположите, пожалуйста, что мы сегодня будем изучать?
( предполагаемый ответ:  Механизм свёртывания крови)
Учитель  Механизм свёртывания крови, это одно из защитных свойств крови.
Поэтому тема нашего урока звучит так ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА КРОВИ.
(запись в тетрадь)   (слайд №6)
  
4. Ознакомление с новыми умениями.
Учитель  ( слайд № 7,8)
В конце занятия вы должны Знать:
1. Строение, состав, свойства тромбоцитов.
2.Строение, состав, свойства, виды лейкоцитов.
3. Механизм свёртывания крови.
4.Болезни связанные с нарушением защитных свойств крови.



Уметь:
  1. Объяснить взаимосвязь между строением и  функциями тромбоцитов и лейкоцитов.
  2. Объяснить механизм свёртывания крови.
Пояснения  учителя: (слайд№9)запись в тетрадь
Существует три основных механизма защиты:
  1. свертывание крови;
  2. обезвреживание микроорганизмов.
  3. иммунный ответ на инфекцию.

Сегодня мы рассмотрим первый механизм – свертывание крови
     При повреждении ткани из нее вытекает кровь, которая вскоре свертывается, образуя кровяной сгусток. Он препятствует потере крови. Этот процесс имеет большое значение для выживания человека.
Пояснения  учителя: Как вы думаете почему?
( предполагаемый ответ: Потому, что человек может умереть от потери крови)
            1.  Тромбоциты
Учитель  Действительно, свёртывание крови основной защитный механизм организма, защищающий от обширной кровопотери и гибели человека.
Давайте вспомним каковы строение и функции тромбоцитов.

                          Упражнение на закрепление новых умений.
ЗАДАНИЕ№1 Необходимо заполнить таблицу ( слайд №10), после просмотра видеоролика ( слайд№11). Можно также пользоваться учебником.
Проверка заполнения таблицы( обмен тетрадями)( слайд№12) и оценивание.
Обобщение учителем ( слайд№ 13-15).
Механизм свёртывание крови.
Учитель.  Как же происходит процесс свёртывания крови?
Посмотрите, пожалуйста, на слайд №16,17,18 (операясь на слайд, учитель поясняет этапы свёртывания крови, дети записывают в тетрадь схематично)

1 этап  Повреждение стенки сосуда приводит к скоплению тромбоцитов у места повреждения. Происходит образование рыхлой «пробки» из тромбоцитов. Затем
выделение тромбопластина из повреждённых тромбоцитов.


2 этап      Тромбопластин катализирует превращение Протромбина (неактивнный  белок плазмы, который образуется в печени ) в тромбин. Главное условие – наличие в плазме крови  ионов кальция Са+ .

3 этап      Протромбин катализирует превращение фибриногена (растворимый белок плазмы) в нерастворимый белок- фибрин (под действием Са+). Нити фибрина густо переплетаются образуя кровяной сгусток ( тромб), который плотно закрывает рану.
В механизме свёртывания крови участвуют многие вещества: белки, соли, витамины ( в целом 13 факторов). Если хоть один из этих факторов не соблюдается, кровь не будет свёртываться.

Учитель  Подумайте, что препятствует процессам внутрисосудистого свёртывания крови?
( предполагаемый ответ: Препятствует   внутрисосудистому свёртыванию крови специальное вещество).
Учитель   В печени и легких образуется специальное вещество ,  препятствующее
свёртыванию крови- гепарин, который способен переводить тромбин в неактивное состояние. А также, плазмин, удаляет образовавшийся тромб, что способствует заживлению раны. ( слайд №19) запись в тетрадь.

Учитель   На основе изученного дайте определение понятию «свёртывание крови»?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
Учитель обобщает: Свёртывание крови – это защитное приспособление организма, предохраняющее его от потери крови за счёт образования тромба.
( слайд 20) запись в тетрадь.
                           3.Нарушение свёртываемости крови.
ЗАДАНИЕ№2 Прочитайте предложенный текст и ответьте письменно на такие вопросы ( приложение№3)
1.Как называется болезнь возникающая при нарушении свёртываемости крови?
2. К чему это может привести?
3. Кто является носителем этой болезни? ( слайд № 21,22,23 )
Ответы учащихся оцениваются.
  1. Лейкоциты, на защите организма от микроорганизмов.
ЗАДАНИЕ№3 Необходимо заполнить таблицу ( слайд №24), после просмотра видеоролика ( слайд№25). Можно также пользоваться учебником.
Проверка заполнения таблицы( обмен тетрадями)( слайд№26) и оценивание.
Обобщение учителем ( слайд№ 27-30).
Учитель  Лейкоциты, в зависимости от размера и функций, делят на  две группы: негранулярные (Лимфоциты, моноциты) и гранулярные (базофилы, эозинофилы, нейтрофилы). Слайд № 31запись в тетрадь.
Учитель Процентное соотношение разных видов лейкоцитов в крови называют лейкоцитарной формулой  запись в тетрадь.
ЗАДАНИЕ №4 . Сравните данные  анализа крови ( слайд 32 ) и нормы. Какие есть различия и, о чём они говорят?
Обобщение учителем.  Видно, что у анализа показатели лейкоцитарной формулы выше нормы, это свидетельствует об возникновении воспалительных процессов.
Увеличение лейкоцитов выше физиологической нормы называют ЛЕЙКОЦИТОЗОМ.  
Уменьшение количества лейкоцитов в крови называют ЛЕЙКОПЕНИЕЙ.
( слайд № 33) запись в тетрадь
  1. Задания на закрепления полученных умений.
1.По предложенной схеме назовите все этапы свёртывания крови.
( слайд№ 34 )
2. Что изображено на рисунках. Назовите основные функции форменных клеток крови.( слайд 35  )
3. Слайд №36 Выполнить задание по вариантам

  1. Подведение итогов урока.
  2. Оценивание результатов работы.(38)
  3. Домашние задание. ( 37)
  1.  п №19, 20 читать, ответить на вопросы.
2. Зайти на блог по адресу http://biologi-oksana.blogspot.com/
  1. Просмотреть сообщение №7, 8. выполнить предложенные задания.

  НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ
Вирусы, их химический состав, строение, жизненный цикл.
Цели:  
Образовательные: сформировать у учащихся знания о неклеточных формах жизни; изучить гипотезы и  историю их происхождения; более детально рассмотреть неклеточную форму жизни- вирусы, раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; охарактеризовать особенности строения, химического  состава   и жизнедеятельности вирусов; описать  жизненный цикл вирусов
   Развивающие: продолжить формирование навыков работы  с дополнительными литературными  источниками; умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;    
     Воспитательные: формирование  бережное отношение к своему здоровью и здоровью других живых организмов,  экологическое воспитание
    Ожидаемые результаты: ученики называют неклеточные формы жизни, гипотезы   возникновения и историю происхождения  неклеточных форм жизни; характеризуют  химический состав, строение и жизненный цикл вирусов; белки и нуклеиновые кислоты, которые входят в состав вирусов, 
     Тип урока: урок формирования новых знаний.
 
                                  Ход урока
1.      организационный момент   

2.     Повторение опорных знаний.  
 «Мозговой штурм»
1.Эти картинки вы видели не раз. Вспомните, что объединяет эти организмы?
Это живые организмы
2.КАКИМИ СВОЙСТВАМИ ОБЛАДАЮТ  все ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ?
3.Что такое клетка?     
     4.Все ли  живые организмы имеют клеточное строение?  

3.     Мотивация обучающей деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Сейчас я покажу вам слайды   
        Это скриншоты из новостей января этого года, эпидемия гриппа имела угрожающие последствия, наша школа тоже была под угрозой закрытия, а виной стал вирус Н1N1. Сколько еще подобных вирусов ходит, и какое последствие они принесут человечеству, животным, растениям.
Оспа, грипп, энцефалит, СПИД, другие болезни. Что же это за коварный враг? Сегодня я хочу вам помочь разобраться с этим. Итак, О чем  мы будем говорить с вами сегодня на уроке? (О вирусах).
 Вирусы, их химический состав, строение, жизненный цикл.
Но кроме вирусов, есть и другие неклеточные формы жизни и мы о них будем говорить и на этом уроке и на следующих, все эти уроки входят в одну большую тему Неклеточные формы жизни. Запишите полную тему урока.

  Откуда же появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются и какие еще готовят сюрпризы? обратилась    к слайду с темой и что мы может глядя на тему урока  поставить  себе за цель ИЗУЧИТЬ  неклеточные формы жизни, вирусы, их строение, жизнедеятельность, хим состав., ..  

Как мы будем достигать цели?
-изучим новые термины,
-поработаем с карточками,
-заслушаем и оценим выступления одноклассников,
-будем выдвигать гипотезы,
-сравнивать, описывать, характеризовать

 4. Изучение нового материала.
Кластер.  
Подумайте, пожалуйста, что Вы уже знаете о вирусах. (запись на доске)
1. Общие сведения о  неклеточных формах  жизни  
а) Вначале урока вы дали определение «клетке».  Клетка - это элементарная структурно-функциональная единица живого.
 Но есть формы жизни, которые могут существовать  только внутри  клеток живых организмов. Такие формы  ученые назвали  неклеточными. К неклеточным относят: вирусы, вироиды, прионы.  
 Сегодня мы с   Вами будем  изучать вирусы.          Запишите опорную схему   
Б) Откройте учебник на стр.184. Проработайте текст  и решите тест на соответствие, который у вас лежит на столах .
  Проверяем!
  Чем мы можем дополнить кластер?

 2. Гипотезы возникновения вирусов.  

 Как возникли неклеточные формы жизни? Мне кажется это неразрешимая задача. Ее решают уже с давнего времени, но ответа конкретного нет. Есть только несколько гипотез.

 Я предлагаю познакомиться с этими гипотезами. И отдать предпочтение той, которая хотя бы немного отражает природу вирусов.( возьмите на столах приложение№1)

Эти гипотезы зафиксированы на  листке раздаточного материала.

1.          Вирусы являются потомками древних до клеточных форм жизни  
2.          Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедших к внутриклеточному паразитизму
3.          Вирусы – составные части клеток всех живых существ, своеобразные «одичавшие гены», постоянно образующиеся в живых клетках
4.          «Космическая гипотеза» - вирусы никогда не эволюционировали на Земле, были занесены к нам из Вселенной с помощью космических тел (метеоритов, комет и т.д.).
Давайте вернёмся к Гипотезе №1 Как вы считаете, могли ли  неклеточные формы появится раньше клетки или клеточных организмов?   
 Ребята гипотезы  пока не доказаны, но зато  имеют право на существование.
Существование неклеточных форм жизни является предметом научного спора, в связи с тем, что четкого и однозначного определения понятия «жизнь» до сих пор нет.
Многие ученые считают, что только клеточные организмы можно считать живыми   
 Часто вирусы называют переходной формой между живой и неживой природой. Когда вирус находится в клетке хозяина, он производит себе подобных, это очень активный организм. Вне клетки хозяина вирус не проявляет признаков живого.
.
Споры ученых о том “Вирус – кто или что?”
- Существо или вещество
- Живое или  
 Можно ли вирусы назвать живыми? (ответ)
Давайте изучим предмет спора и определимся  его  место в природе.

 Некоторые ученики  получили опережающее домашнее задание:  

Свои доклады они предоставят в виде презентаций. Напоминаю, их выступление оценивается по следующим критериям (на доске):
 1.Полнота учебного материала      от0до3
2.доступность  изложение материала -   от0-3
3.Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). 0-3
4.научность 0-3

3.История открытия вирусов. 
Учитель: Откуда же свалилась такая напасть на голову не только человечества, но и всего живого мира? Расскажет нам Павленко София.  
 На столах у вас лежит карточка № 1.Ваша задача слушать внимательно выступление и  заполнить карточку. ОЦЕНИВАНИЕ.

 Проверка «Микрофон»Кто открыл вирус? В каком году? Кто ввёл понятие вирус?

3.« Строение  и химический состав вирусов»   

 По остроумному определению Питера Медавара, нобелевского лауреата в области физиологии и медицины: «Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Так ли это? Вы ответите после выступления Овсянниковой Анастасии.

 Возьмите рабочую карточку №2,  вам необходимо будет поставить обозначения и дополнить схемы

 Так почему П.Медавар называет вирусы упаковка из белка? Как устроен вирус? Какие обозначения вы поставили.?

Правильно, вирусы состоят из двух частей: сердцевины её называют нуклеокапсид , в которой содержаться нуклеиновая кислота и капсида, состоящего из белка.

Чем отличается сложный вирус от простого? Какие   записи сделали в схемах?

Чем мы можем дополнить наш кластер? Состав вируса, ДНК и РНК вирусы.

 Учитель: Мы убедились, что вирусы не имеют клеточного строения.

 4.« Жизненный цикл вирусов».   

 А как же осуществляются  их процессы жизнедеятельности? Расскажет нам Ирина Чен. Внимательно слушаем, это поможет выполнить следующее задание.

 Чем мы дополняем кластер? Не растёт, не питается, размножается, паразит.

Сейчас Вам необходимо выполнить задание  на карточки №3 , нужно ещё раз внимательно прочитать механизм проникновения вируса в клетку и определить последовательность, записав цифры внизу задания

     5. Обобщение и закрепление знаний   

Вот мы и рассмотрели все вопросы, осталось сделать  вывод, какое же место вируса в природе.

Для этого мы  выделим у вируса признаки живых организмов, а также сравним его с телами неживой природы, а главное выделим особые признаки которыми он обладает.

Возьмите   карточку №4 и объединившись в пары заполните таблицу.

Помощь вам составленный кластер.

Проверяем:

Вместе с учениками сравнить вирусы с живыми организмами и телами неживой природы и заполнить таблицу “Характерные черты вирусов” раздаточный материал
Признаки живых организмов
Признаки неживых тел
Особые признаки
Самовоспроизведение
Во внешней среде имеют форму кристаллов
Очень мелких размеров
Наследственность
Не имеют клеточного строения
Содержат только один тип нуклеиновой кислоты
Изменчивость
Не растут, не питаются
Свойства живого проявляют только в клетке
Приспособляемость
Отсутствует обмен веществ
Высокая скорость размножения

  Какой же вывод можно сделать?

Вирусы - переходная форма между неживой и живой природой. То есть «... вещество с признаками существа или существо с признаками вещества ...».

Здесь становиться понятно почему спор между учеными продолжается.

Но, мы точно знаем, что вирусы- это неклеточная форма жизни.

И именно потому, что он в себе сочетает признаки живого и неживого его выделили в отдельное царство  ВИРА

   5. Рефлексия   
             6. Озвучивание оценок!
  7. Домашнее задание    



















































Комментариев нет:

Отправить комментарий