Биология 10-11 классы

Готовимся к  урокам, практическим  и  контрольным работам.

В данном разделе  размещены материалы для подготовки к опросу д/з, тематическим, практическим и к контрольным работам.


************************************************************************************************************************************************************************************************************************************

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ" Решение генетических задач( моно-  и дигибридное скрещивание"


Оформление задач по генетике


При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике и приведенными ниже:
женский организм
мужской организм
×знак скрещивания
Pродительские организмы
F1, F2дочерние организмы первого и второго поколения
А, В, С...гены, кодирующие доминантные признаки
а, b, с...аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки
АА, ВВ, СС...генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку
Аа, Вb, Сс...генотипы моногетерозиготных особей
аа, bb, сс...генотипы рецессивных особей
АаВb, AaBbCcгенотипы ди- и тригетерозигот
А BCD
a b  cd
генотипы дигетерозигот в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании
гамета А , гамета а , гамета АВ , гамета cd гаметы

Пример записи схемы скрещивания (брака)
А – желтая окраска семян, а – зеленая окраска семян.
Запись в буквенной форме:
Запись в хромосомной форме:
РАа×
желтаязеленая
гаметы  гамета A    гамета a гамета a 
F1Aaaa
желтаязеленая
50%50%
РА
a
×a
a
желтаязеленая
гаметы  гамета A    гамета a гамета a 
F1A
a
a
a
желтаязеленая
50%50%
Запись в хромосомной форме, как отмечено выше, является более предпочтительной. При написании схемы скрещивания (брака)обязательно следует указывать фенотипы всех рассматриваемых особей, поколение, к которому они принадлежат (F1, F2 и т.д.), а также пол родителей и потомства. Гаметы следует обвести кружком (при невыполнении этого можно спутать гаметы с генами генотипа).
К распространенным ошибкам, допускаемым учащимися при оформлении задач, относятся также случаи, когда генотип женского организма написан не слева (принятая форма записи), а справа. Довольно часто встречаются ошибки, когда у гомозиготных особей отмечается два типа гамет, например:

AA

стрелки
гамета A

гамета A

или

aa

стрелки
гамета a

гамета a
Такая запись не имеет смысла, так как должно быть указано не число гамет, которых может быть множество, а только число их типов. Запись типа «один ребенок будет больным, а другой здоровым» или «первый ребенок родится больным, а второй здоровым» также лишена смысла, поскольку результаты указывают лишь на вероятность рождения тех или иных особей.

 Подавляющее большинство ошибок, допускаемых учащимися, связано с невыполнением простых правил, которые они должны усвоить из курса генетики. К этим правилам относятся следующие:
  1. Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.
  2. В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).
  3. Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
  4. Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) – от матери.
  5. Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
  6. Решение задачи на дигибридное скрещивание при независимом наследовании обычно сводится к последовательному решению двух задач на моногибридное (это следует из закона независимого наследования).
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ О ОФОРМЛЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКИ
Задача  
У человека альбинизм – аутосомный рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на женщине с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи.

Решение
А – нормальная пигментация,
а – альбинизм.

  1. Запись схемы брака по фенотипам (на черновике)
    Р×
    нормальная
    пигментация
    альбинос
    F1аaА*
    альбиноснормальная
    пигментация
  2. Выяснение и запись генотипов, известных по условию задачи
    Генотип особи с рецессивным признаком известен – аа. Особь с доминантным признаком имеет генотип А*:
    РA*
    норма
    ×aa
    альбинос
    F1аa
    альбинос
    А*
    норма
ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ
1. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились 6 кареглазых девочек и 2 голубоглазых мальчика. Ген карих глаз (А) доминирует. Каковы генотипы родителей?
1)Отец Аа, мать Аа    3)Отец аа, мать Аа    2)Отец аа, мать АА   4)Отец Аа, мать аа
2. Чистой линией называется потомство:
1)не дающее расщепления     2)полученное только от гетерозиготных родителей
3)пара особей, отличающихся одним признаком      4)особи одного вида
3. Организм с генотипом ААВВСс образует гаметы:
1)ABC и ABB    2)ABC  и  АВс    3) ААВВСС  и  ААВВСс    4) А, В, С, с
4. Девочки, родившиеся от отца-дальтоника и здоровой (не носительницы) матери, будут нести ген дальтонизма с вероятностью:    1)25%   3) 50%   2)75%  4) 100%
5. Доминантный аллель — это:
1)пара одинаковых по проявлению генов 2)один из двух аллельных генов
3)ген, подавляющий действие другого аллельного гена  4)подавляемый ген
6. Примерами анализирующего скрещивания являются:
1)АА х Аа и аа х аа                 3) Аа х Аа и АА х Аа
2)Аа х аа и АА х аа                  4) АА х Аа и АА х АА
7. У гибридов F1, полученных от чистых родительских линий, отличающихся по одной паре признаков:
1)одинаковые генотипы            2)одинаковые генотипы и фенотипы
3)одинаковые фенотипы            4)различные генотипы и фенотипы
8. Процент кроссинговера выше у генов, расстояние между которыми равно:    
1)5 морганидам    3) 7 морганидам    2)3 морганидам              4) 1 морганиде
9. Хромосомную теорию наследственности создал:
1)Г. Мендель     2)Ч. Дарвин    3) Т. Морган       4) Р. Вирхов
10.  У томатов пурпурная окраска стебля (А) доминирует над зеленой (а), а рассеченные листья (В) - над цельнокрайными (Ь). Выберите генотип гомозиготного растения с зеленым стеблем и рассеченными листьями:
1)ААВВ       2)ааВв       3)ааВВ            4)аавв
11. У родителей, имеющих 1(0) группу крови, может родиться ребенок, имеющий группу крови:     1)1(0)         2)II(А)         3)III(В)           4)IV(AB)
12. Чтобы определить, является растение гороха с желтыми семенами гомозиготным или гетерозиготным, его надо скрестить с:
1)гомозиготным растением с желтыми семенами
2)гетерозиготным растением                   4)растением другого вида гороха
3)гомозиготным растением с зелеными семенами
13. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, четверть особей имеет рецессивный признак, три четверти — доминантный — это формулировка закона   1)единообразия первого поколения         2)расщепления
3)независимого распределения генов      4)сцепленного наследования
14. Фенотип — это:       1)совокупность всех генов организма;
2)способность одного гена контролировать несколько признаков;
3)совокупность внешних и внутренних признаков организма;
4)способность множества генов контролировать один признак.
15. При     анализирующем     скрещивании     особи,     гомозиготные     по изучаемому признаку:
1)не дают расщепления в F;      2)дают расщепление в F в соотношении 3:1;
3)дают расщепление в F в соотношении 1:1;          4)нет верного ответа.
16. Закон независимого расщепления Г. Менделя выполняется только, если:
1)аллели разных генов находятся в одних и тех же хромосомах;
2)аллели разных генов находятся в разных хромосомах;
3)аллели рецессивны;               4)аллели доминантны.
17. Гомозиготными организмами называются такие, которые:
1)несут в себе либо только доминантный, либо только рецессивный ген;
2)при скрещивании с себе подобными не дают расщепления;
3)образуют только один сорт гамет; 4)обладают всеми перечисленными свойствами.
18. Генетические карты строятся на основании анализа:
1)соотношений доминантных и рецессивных признаков в фенотипе второго поколения;               2)возникновения модификационной изменчивости;
3)частоты перекомбинации генов;      4)всех перечисленных факторов.
19. Какое потомство получится при скрещивании комолой гомозиготной коровы (ген комолости В доминирует) с рогатым быком.
1)все ВВ          3) 50% ВВ и 50% Вв          2)все Вв    4) 75% ВВ и 25% Вв
20. У гибридов первого поколения, полученных от чистых линий, не проявляется аллель:                  3)определяющий неполное доминирование 
1)рецессивный            2)доминантный    4)сцепленный с признаком
21. В каком случае показано анализирующее скрещивание:
1)аавв х аавв      3) АаВв х аавв     2)ААВв х ААВВ   4) ааВВ х аавв
22. Гетерозиготная по двум признакам черная мохнатая крольчиха скрещивается с белым гладким кроликом. Какого расщепления по генотипам следует ожидать при таком скрещивании:
1)3:1                         3)9:3:3:1    2)1:2:1                       4)1:1:1:1
23. Геном человека состоит из:
1)22 пар гомологичных хромосом                2)из 23 хромосом
3)23 пар гомологичных хромосом        4)пары половых хромосом
24. Генотип ВВСс образует гаметы:
1)В, С  и  с      3)ВСиВс         2) ВВ и Сс       4) ВВС и ВВс
25. Генотип — это совокупность:
1)всех генов популяции    2)всех генов организма
3)генов, расположенных на половых хромосомах
4)генов всех видов, образующих биоценоз
26. Т. Морган для своих экспериментов использовал
1)горох    2)белых мышей   3)мушку дрозофилу  4)крупный рогатый скот
27. Гомозиготными называются организмы, которые:
1)образуют один сорт гамет        4)несут только рецессивные гены
2)при скрещивании друг с другом дают расщепления
3)несут только доминантные гены
28. Частота перекреста между двумя генами, расположенными на одной хромосоме, зависит от:
1)доминантности и рецессивности этих генов  2)расстояния между этими генами
3)условий проведения скрещивания             4)количества генов в этой хромосоме
29. Независимое наследование двух генов наблюдается в том случае, ecли они располагаются:   1)в любых хромосомах            2)в гомологичных хромосомах
3)в половых хромосомах        4)в негомологичных хромосомах
30. При скрещивании двух гетерозиготных растений ночной красавицы с розовыми цветками в потомстве окраска цветков будет следующая:
1)25% красных, 25% белых и 50% розовых
2)25% красных и 75% розовых        3)50% розовых и 50% белых
4)50% красных, 25% белых, 10% розовых и 15% пурпурных
31. У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) — над нормальной длиной ног (В). Выберите генотип коричневой коротконогой собаки, гомозиготной по признаку длины ног.
 1) ааВb        2)aabb          3)АаВb                     4)ааВВ
32. В соответствии с каким законом Г. Менделя в F2 наряду с доминантными появляются особи с рецессивными признаками в соотношении 3:1?
1)единообразия гибридов           2)расщепления признаков
3)независимого наследования       4)промежуточного наследования
33. Выберите генотип гетерозиготного по двум парам признаков растения гороха, образующего желтые и гладкие семена.
1)ААВВ                   2)АаВb           3)ааВВ                       4)Aabb
34. Сцепленными называются гены, находящиеся в:
 1)одной хромосоме;                  2)гомологичных хромосомах;
 3)половых хромосомах;           4)аутосомах.
35. Т. Морган является первооткрывателем явления:
1)независимого расщепления;                   4)сцепленного наследования признаков
3)единообразия гибридов первого поколения;            2)чистоты гамет;
36. Причиной нарушения закона сцепленного наследования является:
1)независимое расхождение  гомологичных  хромосом  в I делении мейоза;
2)независимое расхождение хроматид во II делении мейоза;
3)перекрест хромосом во время мейоза;      4)все перечисленные процессы.



РЕШИТЕ ЗАДАЧИ
Для 11 класса                        
Вариант №1
1.  Иммунность овса к головне доминирует над поражаемостью этой болезнью.
1. Какое потомство получится от скрещивания гомозиготных иммунных особей с растениями поражаемыми головней?
2. Какое потомство получится от скрещивания гибрида первого поколения с растением, лишенным иммунитета?  
2. У человека ген вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха.
 а) Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей?
б) От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы родителей.
3. У флоксов белая окраска цветов не полностью доминирует над красной. F1имеют розовую окраску.Растение с розовыми цветами скрестили с растением с красными цветами. Какие цветы будут иметь потомки от этого скрещивания
4. У морской свинки (Cavia) имеются два аллеля, определяющих черную или белую окраску шерсти, и два аллеля, определяющих короткую или длинную шерсть. При скрещивании между гомозиготами с короткой черной шерстью и гомозиготами с длинной белой шерстью у всех потомков F1 шерсть была короткая и черная.
 а) Какие аллели являются доминантными?
б) Каким будет соотношение различных фенотипов в F2 ?

Вариант№2
1. При скрещивании чистой линии мышей с коричневой шерстью с чистой линией мышей с серой шерстью получаются потомки с коричневой шерстью. ( коричневый цвет доминирует) В F2 от скрещивания между этими мышами F1 получаются коричневые и серые мыши в отношении 3 : 1.
 а) Дайте полное объяснение этим результатам.
б) Каким будет результат скрещивания гетерозиготы с коричневой шерстью из поколения F2 с серой особью из чистой родительской линии? 
2. Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти.
А) Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами?
Б)Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?
3. У земляники красная окраска ягод неполоно доминирует над белой.
Какое потомство ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодам.
4. У морской свинки (Cavia) имеются два аллеля, определяющих черную или белую окраску шерсти, и два аллеля, определяющих короткую или длинную шерсть. При скрещивании между гомозиготами с короткой черной шерстью и гомозиготами с длинной белой шерстью у всех потомков F1 шерсть была короткая и черная.
 а) Какие аллели являются доминантными?
 б) Каким будет соотношение различных фенотипов в F2?

******************************************************************************************************************************************************************

Просмотрите видео урок " Группы крови" и выполните задание.

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ
Задачи на определение группы крови и резус фактора.
1.Известно, что у родителей II и III группы крови. Может ли их ребенок иметь I группу крови?

2.Если мать имеет группу крови 0, а ребенок – группу А, то какие группы крови мог иметь отец?

3.Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у родителей:
А) I и III группы крови;
Б) III группа крови;
В) II группа крови;
Г) IV группа крови;
Д) II и III группы крови.
4.У троих детей в семье I, II и III группы крови. Какие группы крови могут быть у родителей?

5. Может ли ребенок унаследовать группу крови одного из родителей, если мать имеет I резусположительную кровь, а отец – IV резусотрицательную?

****************************************************************************************************************************************************************
                                 МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ


 

Ген – это участок ДНК, кодирующий определенный белок. Малейшее изменение структуры ДНК ведет к изменениям белка, что в свою очередь изменяет цепь биохимических реакций с его участием, определяющих тот или иной признак или серию признаков.
Первичная структура белка, т.е. последовательность амнокислотных остатков, зашифрована в ДНК в виде последовательности азотистых оснований аденина (А), тимина (Т), гуанина (Г) и цитозина (Ц). Каждая аминокислота кодируется одной или несколькими последовательностями из трех нуклеотидов – триплетами. Синтезу белка предшествует перенос его кода с ДНК на информационную РНК (иРНК) – транскрипция. При транскрипции выполняется принцип дополнения, или комплементарности: А, Т, Г и Ц в ДНК соответствуют У (урацил), А, Ц и Г в иРНК. Непосредственно синтез белка, или трансляция, происходит на рибосоме: аминокислоты, подносимые к рибосоме своими транспортными РНК (тРНК), соединяются в полипептидную цепь белка соответственно триплетам оснований иРНК.
Однозначная связь между последовательностями нуклеотидов в ДНК и аминокислот в полипептидной цепи белка позволяет по одной из них определить другую. Зная изменения в ДНК, можно сказать, как изменится первичная структура белка.
НАПРИМЕР
Задача  Фрагмент молекулы ДНК состоит из нуклеотидов, расположенных в следующей последовательности: ТАААТГГЦААЦЦ. Определите состав и последовательность аминокислот в полипептидной цепи, закодированной в этом участке гена.
Решение
Выписываем нуклеотиды ДНК и, разбивая их на триплеты, получаем кодоны цепи молекулы ДНК:
ТАА–АТГ–ГЦА–АЦЦ.
Составляем триплеты иРНК, комплементарные кодонам ДНК, и записываем их строчкой ниже:
ДНК: ТАА–АТГ–ГЦА–АЦЦ
иРНК: АУУ–УАЦ–ЦГУ–УТТ.
По таблице кодонов   определяем, какая аминокислота закодирована каждым триплетом иРНК:
Иле–Тир–Арг–Трп.

 Для того, чтобы решить такую задачу необходимо уметь пользоваться таблицей генетического кода.
Выглядит она следующим образом:

Генетический код
В таблице представлены три вида оснований (первое, второе и третье), обратите внимание на то, что они даются в двухвариантах: без скобок- нуклеотиды РНК, а в скобках — нуклеотиды ДНК.
Пользоваться ей не сложно. Предположим, нам известно, что в ДНК есть участок со следующим составом нуклеотидов А-А-Г-Ц-Т-Т-Т-Г-Ц-Ц-А-Г,  разделим его на триплеты. Первый триплет ДНК:  А-А-Г, смотрим в таблице первое основание (А), это первый горизонтатьный столбец. Далее ищем второе основание (А). на пересечении этих двух столбцов видим прямоугольник в котором расположены четыре аминокислоты, для того что бы выбрать нужную нам, необходимо в крайнем правом столбце выбрать третье основание (Г), это вторая строчка -аминовислота ФЕН (фенилаланин).
Зная алгоритм действия, мы можем решать биологические задачи и расшифровывать  генетический код ДНК, используя таблицу Генетического кода.
Дорешаем нашу задачу до конца, Ц-Т-Т кодирует аминокислоту ГЛУ(глутаминовая кислота), Т-Г-Ц- ТРЕ (треонин), Ц-А-Г — ВАЛ (валин). Обратитет внимание на триплеты, где стоят прочерки, их три (УАТ, УАЦ, УЦТ)- это стоп-кодоны, или их называют «знаки препинания». Они означаю конец синтеза данного белка.
РЕШИТЕ ЗАДАЧИ
                                  
1.В про­цес­се транс­ля­ции участ­во­ва­ло 30 мо­ле­кул т-РНК. Опре­де­ли­те число ами­но­кис­лот, вхо­дя­щих в со­став син­те­зи­ру­е­мо­го белка, а также число три­пле­тов и нук­лео­ти­дов в гене, ко­то­рый ко­ди­ру­ет этот белок.

2. В био­син­те­зе по­ли­пеп­ти­да участ­ву­ют мо­ле­ку­лы т-РНК с ан­ти­ко­до­на­ми УГА, АУГ, АГУ, ГГЦ, ААУ. Опре­де­ли­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка каж­дой цепи мо­ле­ку­лы ДНК, ко­то­рый несет ин­фор­ма­цию о син­те­зи­ру­е­мом по­ли­пеп­ти­де, и число нук­лео­ти­дов, со­дер­жа­щих аде­нин (А), гу­а­нин (Г), тимин (Т), ци­то­зин (Ц) в двух­це­по­чеч­ной мо­ле­ку­ле ДНК.  

3 Фрагмент гена ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТГГАЦАГГТТТЦГТА. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК и аминокислот в полипептидной цепи белка

4. Участок молекулы белка имеет следующую последовательность аминокислот: аланин-цистеин-валин-серин-глицин-треонин. Определите одну из возможных последовательностей нуклеотидов в молекуле ДНК.

5. Ген ДНК включает 300 пар нуклеотидов. Какова длина, молекулярная масса гена и сколько аминокислот закодировано в нём?

6. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность: ГГТАЦГАТГТЦААГА. Определите, последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны т-РНК, и последовательность аминокислот соответствующая фрагменту гена ДНК.

7. В синтезе белка приняли участие молекулы т-РНК с антикодонами: ГУЦ, ЦГУ, УУЦ, ГАУ, АУГ. Определите нуклеотидную последовательность во фрагменте гена ДНК и последовательность аминокислот в участке синтезируемого белка.

8. Правая цепь ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦТАТАГТААЦАА. Определите структуру фрагмента белка, синтезированного по левой цепи ДНК.
******************************************************************************************************************************************************************
ЗАДАНИЯ К УРОКУ "ВИРУСЫ"

                                          Карточка №1
Напишите напротив фамилии учёного, какое открытие он сделал.

Учённые

Открытия

Д.Й.Ивановский
1892г


М. Бейеринк
1898г


Ф. Лёффлер и Пауль Фрош
1898г

обнаружили первый вирус животных — возбудитель ящура

Ф. д’Эрель
1917 г





                                            

 Карточка№4
Работа в парах. Один учащийся заполняет колонку «признаки живых организмов», другой «признаки неживых тел». Обмен информации. Совместное заполнение колонки «особые признаки»
Признаки живых организмов
Признаки неживых тел
Особые признаки
Самовоспроизведение
Во внешней среде имеют форму кристаллов



Содержат только один тип нуклеиновой кислоты







                                                                                                         Приложение №1

                     ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИРУСОВ.
1.          Вирусы являются потомками древних до клеточных форм жизни  

2.          Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедших к внутриклеточному паразитизму

3.          Вирусы – составные части клеток всех живых существ, своеобразные «одичавшие гены», постоянно образующиеся в живых клетках.  

4               «Космическая гипотеза» - вирусы никогда не эволюционировали на             Земле, были занесены к нам из Вселенной с помощью космических тел (метеоритов, комет и т.д.).

**************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************

Подготовка к практической работе " Решение типичных задач на определение типа мутаций"
ЗАДАЧА №1

В алеля дикого типу (вихідний ген) відбулася така мутація:

Визначте вид мутації. Порівняйте фрагменти поліпептидів, що кодуються нормальним і мутантним генами. Позначте цифрами порядок розміщення амінокислот. Які фенотипні зміни може спричини ця мутація?
Розв’язання
1. Проаналізуємо кількість і склад нуклеотидів в нормальному і мутантному алелях гену. Кількість нуклеотидів не змінилась (12). Змінюється послідовність розміщення нуклеотидів в ланцюжках ДНК: ділянка нуклеотидів ГГТ АЦЦ повертається на 180° і замінюється послідовністю ЦЦА ТГГ.
Такий тип мутацій, при яких відбувається поворот ділянки хромосоми на 180°, називають інверсією.
2. Визначимо фрагменти поліпептидів, що кодуються нормальним і мутантним генами. За таблицею генетичного коду знаходимо склад фрагмента білка, що кодується на одному ланцюзі ДНК:

Як бачимо, в результаті інверсії ділянки ДНК змінюється первинна структура білка. Це впливає на формування інших структур і виконання функцій білка.
Вчені припускають, що зміна послідовності нуклеотидів в хромосомах урізноманітнює генетичний матеріал виду, робить його екологічно пластичним. Але будь- яка мутація ділянок хромосом може призвести до порушення мейозу і процесу утворення гамет.

ЗАДАЧА№2

Вірус тютюнової мозаїки (ВТМ) синтезує ділянку білка з послідовністю амінокислотних залишків Ала — Тре —Сер — Глу — Мет. Під впливом мутагену — нітратної кислоти HNО3 — цитозин в результаті дезамінування перетворюється на урацил. Яку будову матиме ділянка білка ВТМ за умови, що всі цитиділеві нуклеотиди зазнали вказаного хімічного перетворення? Пам’ятайте, що ВТМ замість ДНК містить РНК.
Розв'язання
1 За таблицею генетичного коду і-РНК знаходимо один з можливих варіантів послідовності кодонів в і-РНК:
2. Відомо, що під впливом мутагену цитозин і РНК перетворюється на урацил. Мутантний алель гену тютюнової мозаїки.
3. Ділянка білка ВТМ матиме таку будову (за таблицею генетичного коду):
4. Як бачимо, послідовність амінокислотних залишків в ділянці білка ВТМ змінилась в результаті мутації. Перші три амінокислоти (аланін, треонін, серин) змінились на валін, ізолейцин та фенилаланін.

5. Той самий результат одержимо, коли виберемо іншу послідовність кодонів в і-РНК:


***************************************************************************************************************************************************************
Лабораторная работа

«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»


Цели: выявить проявления модификационной изменчивости у человека. Научиться составлять вариационный ряд, строить вариационную кривую, вычислять среднюю величину признака, определять норму реакции.
Оборудование: инструкционные карты, мультимедийный проектор.
Ход работы
1. В таблице занесены данные о весе 20 обучающихся группы.
Учащийся
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Вес(кг)
49
49
52
52
54
54
54
60
60
60
60
60
60
70
70
70
80
80
90
90

  1. Для построения графика (вариационной кривой) занесите в таблицу следующие данные:
Вес(кг) (v)







Частота встречаемости данного признака (p)








  1. Постройте вариационную кривую – отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.
Подпись: Частота встречаемости
  1. Определите норму реакцию для данного признака max-min=
  2. Определите среднюю величину признака по формуле:
               ∑ (v∙p)
     М =
                   n
Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Комментариев нет:

Отправить комментарий